Содержание
Урок 1.3. Создаем mp3 player (проигрыватель) на основе библиотеки bass.dll.
На этом уроке мы подключим эквалайзер и сделаем визуализацию проигрывания трека для нашего mp3 проигрывателя.
Начнем с начальных настроек TrackBar ов эквалайзера. Для этого в инспекторе объектов для всех десяти TrackBar ов эквалайзера устанавливаем свойство Min->0, Max->30, Position->15, TickMarks->tmBoth.
в разделе Var добавляем еще две переменные необходимые для настройки эквалайзера:
//переменные для настройки эквалайзера
p: BASS_DX8_PARAMEQ;
fx: array[1..10] of integer
Здесь и далее добавляемый код выделен красным цветом.
var
Form_player: TForm_player;
i:integer; //номер проигрываемой песни в playlist
filename: string;//имя файла
Channel : DWORD;//
Mode: TPlayerMode;//PlayMode
//переменные для настройки эквалайзера
p: BASS_DX8_PARAMEQ;
fx: array[1..10] of integer
А в процедуре procedure TForm_Player.Player;
добавляем следующий код:
//настройка эквалайзера
fx[1] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1); //первый канал эквалайзера
fx[2] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1); //второй канал
fx[3] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[4] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[5] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[6] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[7] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[8] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[9] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[10] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
//настройка первого канала эквалайзера
p.fGain :=15-trackbar3.Position; //усиление может изменяться от -15 до 15
p.fBandwidth := 3; //ширина полосы пропускания
p.fCenter := 80; //частота регулирования
BASS_FXSetParameters(fx[1], @p);//применение заданных настроек
//настройка второго канала эквалайзера
p.fGain := 15-trackbar4.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 170;
BASS_FXSetParameters(fx[2], @p);
//и т.д.
p.fGain := 15-trackbar5.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 310;
BASS_FXSetParameters(fx[3], @p);
p.fGain := 15-trackbar6.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 600;
BASS_FXSetParameters(fx[4], @p);
p.fGain := 15-trackbar7.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 1000;
BASS_FXSetParameters(fx[5], @p);
p.fGain := 15-trackbar8.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 3000;
BASS_FXSetParameters(fx[6], @p);
p.fGain := 15-trackbar9.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 6000;
BASS_FXSetParameters(fx[7], @p);
p.fGain := 15-trackbar10.Position;
p.fBandwidth :=3;
p.fCenter := 10000;
BASS_FXSetParameters(fx[8], @p);
p.fGain := 15-trackbar11.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 12000;
BASS_FXSetParameters(fx[9], @p);
p.fGain := 15-trackbar12.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 14000;
BASS_FXSetParameters(fx[10], @p);
procedure TForm_Player.Player;
begin
//проверяем, если не пауза
if mode<>paused then begin
//то проверяем существует ли файл загружаемый из PlayList
//если файл не существует, то выходим
if not FileExists(FileName) then begin ShowMessage('Файл не существует');exit;end;
//останавливаем и освобождаем канал воспроизведения
BASS_ChannelStop(Channel);BASS_StreamFree(Channel);
//пытаемся загрузить файл и получить дескриптор канала
Channel := BASS_StreamCreateFile(FALSE, PChar(FileName), 0, 0, 0 {$IFDEF UNICODE} or BASS_UNICODE {$ENDIF});
//если дескриптор канала=0 (файл по какой то причине не может быть загружен),
//выдаем сообщение об ошибке и выходим
if Channel=0 then begin ShowMessage('Ошибка загрузки Файла'); exit; end;
end;
//настройка эквалайзера
fx[1] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);//первый канал эквалайзера
fx[2] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);//второй канал
fx[3] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[4] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[5] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[6] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[7] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[8] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[9] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
fx[10] := BASS_ChannelSetFX(channel, BASS_FX_DX8_PARAMEQ, 1);
//настройка первого канала эквалайзера
p.fGain :=15-trackbar3.Position; //усиление
p.fBandwidth := 3; //ширина полосы пропускания
p.fCenter := 80; //частота регулирования
BASS_FXSetParameters(fx[1], @p);//применение заданных настроек
//настройка второго канала эквалайзера
p.fGain := 15-trackbar4.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 170;
BASS_FXSetParameters(fx[2], @p);
//и т.д.
p.fGain := 15-trackbar5.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 310;
BASS_FXSetParameters(fx[3], @p);
p.fGain := 15-trackbar6.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 600;
BASS_FXSetParameters(fx[4], @p);
p.fGain := 15-trackbar7.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 1000;
BASS_FXSetParameters(fx[5], @p);
p.fGain := 15-trackbar8.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 3000;
BASS_FXSetParameters(fx[6], @p);
p.fGain := 15-trackbar9.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 6000;
BASS_FXSetParameters(fx[7], @p);
p.fGain := 15-trackbar10.Position;
p.fBandwidth :=3;
p.fCenter := 10000;
BASS_FXSetParameters(fx[8], @p);
p.fGain := 15-trackbar11.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 12000;
BASS_FXSetParameters(fx[9], @p);
p.fGain := 15-trackbar12.Position;
p.fBandwidth := 3;
p.fCenter := 14000;
BASS_FXSetParameters(fx[10], @p);
//командой BASS_ChannelPlay(Channel, False) пытаемся воспроизвести файл,
//если это невозможно, то выдаем сообщение об ошибке
if not BASS_ChannelPlay(Channel, False) then
begin ShowMessage('Ошибка воспроизведения файла');exit;end;
//полоса проигрывания
scrollbar1.Min:=0; //минимальное значение
scrollbar1.Max:=bass_ChannelGEtLength(Channel, 0)-1;//максимальное значение
//присваеваем заголовку формы имя проигрываемого файла
Form_Player.Caption:=ExtractFileName(FileName);
//Устанавливаем PlayMode - play
mode:=play;
end;
procedure TForm_player.ScrollBar1Scroll(Sender: TObject;
ScrollCode: TScrollCode; var ScrollPos: Integer);
begin
//устанавливаем позицию воспроизведения трека в зависимости от положения scrollbar
bass_ChannelSetPosition(Channel, scrollbar1.position, 0);
end;
Для каждого TrackBar эквалайзера в событии OnChange пишем код:
procedure TForm_player.TrackBar3Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[1], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar3.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[1], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar4Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[2], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar4.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[2], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar5Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[3], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar5.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[3], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar6Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[4], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar6.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[4], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar7Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[5], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar7.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[5], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar8Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[6], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar8.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[6], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar9Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[7], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar9.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[7], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar10Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[8], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar10.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[8], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar11Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[9], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar11.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[9], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
procedure TForm_player.TrackBar12Change(Sender: TObject);
begin
BASS_FXGetParameters(fx[10], @p);//считываем параметры канала
p.fgain := 15-TrackBar12.position;//задаем усиление в зависимости от позиции TrackBar
BASS_FXSetParameters(fx[10], @p);//устанавливаем измененные параметры
end;
Вот и все эквалайзе готов. Если вас не устраивает качество регулировки звука, то можно поиграть с параметрами p.fBandwidth и p.fCenter(с полосой пропускания и центральной частотой канала регулирования).
Далее делаем визуализацию проигрывания музыки. Для этого я использую готовую визуализацию из примеров по Bass.dll.
{ Spectrum Visualyzation by Alessandro Cappellozza
version 0.8 05/2002
http://digilander.iol.it/Kappe/audioobject}
немного переделав ее под свой проигрыватель.
В разделе Type добавим следующую строку:
TFFTData = array [0..512] of Single;
type
TFFTData = array [0..512] of Single;
TPlayerMode = (Stop, Play, Paused);
TForm_player = class(TForm)
pb1: TPaintBox;
Label1: TLabel;
В разделе Var добавим строки
//переменные визуализации
FFTPeacks : array [0..128] of Integer;
FFTFallOff : array [0..128] of Integer;
var
Form_player: TForm_player;
i:integer; //номер проигрываемой песни в playlist
filename: string;//имя файла
Channel : DWORD;//
Mode: TPlayerMode;//PlayMode
//переменные для настройки эквалайзера
p: BASS_DX8_PARAMEQ;
fx: array[1..10] of integer;
//переменные визуализации
FFTPeacks : array [0..128] of Integer;
FFTFallOff : array [0..128] of Integer;
Создаем процедуру визуализации, для этого в разделе Type перед разделом private описываем процедуру Draw;
procedure Draw(HWND : THandle; FFTData : TFFTData; X, Y : Integer);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
После раздела
implementation
{$R *.dfm}
Прописываем саму процедуру:
procedure TForm_Player.Draw(HWND : THandle; FFTData : TFFTData; X, Y : Integer);
var i, YPos : LongInt; YVal : Single;
begin
//очистка области визуализации
pb1.Canvas.Pen.Color := clBlack;
pb1.Canvas.Brush.Color := clBlack;
pb1.Canvas.Rectangle(0, 0, pb1.Width, pb1.Height);
//визуализация
// pb1.Canvas.Pen.Color := clRed;
for i := 0 to 127 do begin // количество столбиков
YVal := Abs(FFTData[i]);
YPos := trunc((YVal) * 500);
if YPos > pb1.Height then YPos := pb1.Height;
if YPos >= FFTPeacks[i] then FFTPeacks[i] := YPos
else FFTPeacks[i] := FFTPeacks[i] - 1;
if YPos >= FFTFallOff[i] then FFTFallOff[i] := YPos
else FFTFallOff[i] := FFTFallOff[i] - 3;
//рисование пика
pb1.Canvas.Pen.Color := clYellow;
pb1.Canvas.MoveTo(X + i*(3+1) , Y + pb1.Height - FFTPeacks[i]);
pb1.Canvas.LineTo(X + i*(3+1) + 3, Y + pb1.Height - FFTPeacks[i]);
//рисование столбика
pb1.Canvas.Pen.Color := clRed;
pb1.Canvas.Brush.Color := clRed;
pb1.Canvas.Rectangle(X + i*(3+1) , Y + pb1.Height - FFTFallOff[i], X + i*(3+1) + 3, Y + pb1.Height);
end;
end;
В событии OnTime компонента Timer1 добавим строки вызова визуализации
в var FFTFata : TFFTData;
в самой процедуре:
//вызов визуализации
BASS_ChannelGetData(Channel, @FFTFata, BASS_DATA_FFT1024);
Draw (pb1.Canvas.Handle, FFTFata, 0,-5);
procedure TForm_player.Timer1Timer(Sender: TObject);
var FFTFata : TFFTData;
TrackLen, TrackPos: Double;
ValPos: Double;
ValLen: Double;
begin
//проверяем режим воспроизведения, если не Play то выходим
if mode<>play then Exit;
//воспроизведение следующей песни
//если время проигрывания равно длине песни по времени,
if BASS_ChannelGetPosition(channel, 0)= BASS_ChannelGetLength(channel, 0) then
// в место if BASS_ChannelGetPosition(channel, 0)=BASS_ChannelGetLength(channel, 0) then
// можно сделать так: if BASS_ChannelIsActive(channel)=BASS_ACTIVE_STOPPED then
// Практика показывает, что второй вариант более предпочтительный,
// т.к. проверка по длине трека иногда приводит к ошибкам в работе плеера.
begin
//то выбираем следующую песню из плейлиста
if i<ListBox1.Items.Count-1 then
begin
inc(i);
Filename:=ListBox1.Items.Strings[i];
ListBox1.ItemIndex:=i;
mode:=stop;
player;
end
//если лист закончился - выходим
else exit;
end;
//вызов визуализации
BASS_ChannelGetData(Channel, @FFTFata, BASS_DATA_FFT1024);
Draw (pb1.Canvas.Handle, FFTFata, 0,-5);
//устанавливаем позицию scrollbar в зависимоти от позиции трека
scrollbar1.Position:=bass_channelGetPosition(channel,0);
//время проигрывания трека
//считаваем сколько секунд прошло от начала воспроизведения
TrackPos:=BASS_ChannelBytes2Seconds(Channel, BASS_ChannelGetPosition(Channel,0));
//считываем всю длину песню в секундах
TrackLen:=BASS_ChannelBytes2Seconds(Channel, BASS_ChannelGetLength(Channel,0));
//переводим секунды в часы
ValPos:=TrackPos / (24 * 3600);
ValLen:=TrackLen / (24 * 3600);
//Выводим данные о времени на форму в Label1 и Label2
Label1.Caption:=FormatDateTime('hh:mm:ss',ValPos);
Label2.Caption:=FormatDateTime('hh:mm:ss',ValLen);
//установка громкости звука
BASS_ChannelSetAttribute(Channel,BASS_ATTRIB_VOL, trackBar1.Position/10);
//установка баланса
BASS_ChannelSetAttribute(Channel,BASS_ATTRIB_PAN, Trackbar2.Position/5);
end;
в событии OnPaint компонента pb1(TPaintBox) пишем следующий код:
procedure TForm_player.pb1Paint(Sender: TObject);
begin
//фон окна визуализации
pb1.Canvas.Pen.Color:=clBlack; //цвет пера
pb1.Canvas.Brush.Color:=clBlack;//цвет кисти
pb1.Canvas.Rectangle(0,0,pb1.Width,pb1.Height); //рисуем прямоугольник фон
end;
На этом визуализация закончена.
Сохраняем и запускаем проект.
Исходники к уроку можно скачать здесь.
На следующем уроке мы научим наш проигрыватель сохранять настройки в ini файле.
Автор xaramamburu, сайт basicsprog.ucoz.ru
|